Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

 

Действующая редакция Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» не предусматривает полномочий по организации и производству судебных экспертиз в Следственном комитете Российской Федерации (далее – Следственный комитет), но допускает их осуществление в случаях, если они прямо предусмотрены законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В частности, в соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Следственном комитете Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации») Следственный комитет обладает полномочиями по осуществлению криминалистической и судебно-экспертной деятельности, ведению и использованию учетов  криминалистической и иной информации. В соответствии с пунктами 12 и 14 вышеуказанного Положения в систему Следственного комитета входят экспертные подразделения и предусматриваются должности  экспертов.

Вместе с этим Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», разработанным до образования Следственного комитета, предусматривается осуществление государственной судебно-экспертной деятельности только в органах государственной исполнительной власти, к которым Следственный комитет не относится в силу правового статуса федерального государственного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

По указанной причине эксперты Следственного комитета осуществляют производство судебных экспертиз в порядке, установленном статьей 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся государственными судебными экспертами. При этом с момента создания экспертных подразделений в системе Следственного комитета в российской судебной практике  не имеется случаев отводов экспертов Следственного комитета или признания выполненных ими заключений недопустимыми доказательствами.

Предлагаемые изменения законодательства Российской Федерации позволят модернизировать положения и нормы Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и укрепить нормативную правовую основу осуществления судебно-экспертной деятельности в Следственном комитете.

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

 

Принятие данного Федерального закона не потребует дополнительного привлечения средств из федерального бюджета, так как судебно-экспертная деятельность в Следственном комитете Российской Федерации осуществляется с 2011 года на основании пунктов 7 и 8 Положения о Следственном комитете Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»).

 

 ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или принятию, в связи с принятием  Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

 

Принятие  Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства.