Следственный комитет Российской Федерации

Тарских Михаил Константинович

Тарских Михаил Константинович воевал на 3-м Белорусском фронте. Военный летчик, фронтовой штурман (совершил более 200 боевых вылетов) участник Восточно-Прусской освободительной операции, участник первого Парада Победы в Москве 1945 года.

Михаил Константинович в авиацию попал в 1942 году. Тогда ему было 16 лет. Учился в железнодорожном техникуме. Однажды на торжественном концерте, посвящённом годовщине Октябрьской революции, перед учащимися техникума выступил офицер. От него студенты узнали о тяжёлом положении наших войск, о больших авиационных потерях в начале войны. Родине требовались лётчики. Михаил Константинович сразу записался в добровольцы. Был уверен, что его, высокого и сильного, возьмут без колебаний. Однако комиссию пришлось долго уговаривать, чтобы там закрыли глаза на его не подходивший для призыва возраст. В результате всё-таки попал в ряды курсантов эвакуированного в Сибирь харьковского лётного училища. А по окончании учёбы в 1944 году молодого летчика отправили на 3-й Белорусский фронт - в состав 213-й ночной бомбардировочной дивизии 1-й воздушной армии под командование Героя Советского Союза Василия Молокова. И если впервые фронтовые месяцы немцы посмеивались над фанерными самолётиками По-2, то к концу войны они их уже страшно боялись. За каждый сбитый «Поликарпов» их награждали железным крестом.

Страх порой терзал и лётчиков, как без этого, война всё-таки, но у летчиков было такое поверье - если 15 вылетов сделал и не был сбит, значит, долго летать доведётся. Желание бить фашистов было сильнее страхов.

Однажды за такое желание Михаил Константинович чуть не попал под трибунал. Это случилось в марте 1945-го в восточной Пруссии. Во время пролета вражеской территории Михаил Константинович заметил, как у реки немцы, закрепившиеся на господствующей высоте, нещадно кромсают советскую пехоту и вместе с товарищем по экипажу решили "наградить" противника порцией взрывчатки. Так и сделали. Отбомбились удачно. Весь берег под немцами после их налёта заполыхал. Вернувшись на аэродром, вместо благодарности получили взыскание от командиров, ведь боезапас израсходовали не по заданию. И только пришедшая на следующий день благодарственная телеграмма с передовой уберегла их от наказания.

После Парада Победы Михаил Тарских вернулся в свою часть, а вскоре и демобилизовался из армии. И так потянуло его после войны к земле, что решил пойти учиться в Красноярский лесотехнический институт. Уже проучился в нём несколько месяцев, как встретился знакомый по армии штурман.

- И ты поменял небо на лес? - искренне удивился тот. - Зачем? Что ты там будешь делать - считать деревья? Айда к нам - мы тут как раз принимаем аэродром. Будешь старшим штурманом порта.

И стал бывший гвардии младший лейтенант Михаил Тарских первым гражданским штурманом Красноярского аэропорта. Потом была работа в Норильском авиаотряде, полёты на всех типах самолётов. Да и строительство целой сети районных аэродромов в крае - тоже его дело. Более четырёх десятилетий отдал он развитию гражданской авиации в регионе, за что и был награждён в 1973 году орденом Ленина.

 

Информация предоставлена старшим помощником (по взаимодействию со СМИ) руководителя ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия Шаманской О.Г.

08 Мая 2020 13:09

Адрес страницы: http://sledcom.ru/Proekty/LP/FIO-668

© 2007-2024 Следственный комитет Российской Федерации